Об авторе Публикации
В ПОИСКАХ ПРОПАВШИХ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ГЛАВА ПЯТАЯ

ЕВРЕИ ФРАНЦИИ

Читателю уже известно из предисловия к этой книге, что в ней будет немало отступлений от основной темы – поисков пропавших колен Израиля, будут и отступления от хронологической последовательности, а потому расскажем о трагических событиях прошлого, чтобы прояснить поступки правителей разных стран, результаты их деятельности, а также тоску изгнанников и вечные их мечтания о единоверцах, которые ведут где-то самостоятельную достойную жизнь.

Начнем со Средних веков. Евреи в странах Европы считались "рабами королевской казны"; они выплачивали огромные налоги‚ превышавшие налоги с других граждан‚ а если короли особо нуждались в деньгах‚ то облагали "рабов" своей казны добавочными поборами или конфисковывали их имущество.

Короли защищали евреев, обеспечивали их неприкосновенность от посторонних посягательств, но уже в девятом веке епископ города Лиона обращался к французскому королю: "Непристойно‚ чтобы церковь Христова… была обезображена прикосновением грязной‚ ветхой‚ отверженной синагоги... Пусть же они (евреи) будут прокляты в городе и в поле‚ у входа и у выхода‚ пусть будет проклят плод их внутренностей".

В 1182 году Филипп II Август изгнал евреев из Франции‚ конфисковал их дома и земли‚ а синагоги превратил в церкви; вскоре ему понадобились деньги‚ и он разрешил им вернуться обратно. Этот же самый король казнил десятки евреев‚ которые отказались креститься‚ а затем французских евреев заставили носить отличительный знак – кусок красного фетра на спине и груди‚ чтобы отличать их от христиан.

В 1306 году Филипп IV Красивый изгнал евреев из Франции‚ забрал их имущество и подарил своему кучеру парижскую синагогу. Несколько тысяч евреев покинули страну‚ где их предки жили со времен Римской империи, но Людовик Х призвал их обратно и возвратил кладбища с синагогами, – за это они ему хорошо заплатили.

При Карле IV их снова выгнали из Франции‚ и с 1322 по 1359 год там не было евреев. Но затем срочно понадобились деньги для выкупа плененного короля Иоанна II Доброго‚ и евреев впустили в страну на двадцатилетний срок; при въезде каждая семья уплатила по 14 золотых флоринов. И наконец в 1394 году Карл VI изгнал евреев из Франции; всё‚ что они не могли унести с собой‚ конфисковали в пользу казны.


ЕВРЕИ АНГЛИИ

Евреи Северной Франции стали селиться в Англии в одиннадцатом веке‚ после завоевания ее норманнами; их положение определялось статьей закона‚ принятого при Генрихе I: "Да будет известно‚ что… евреи со всем их имуществом принадлежат королю". И в соответствии с этим законом король Стефан велел сжечь дом некоего еврея вместе с его владельцем‚ потому что тот отказался внести деньги на расходы короля.

Во время царствования Ричарда Львиное Сердце проходили погромы в городах Англии и было немало убитых. В 1190 году евреи города Йорка заперлись в крепости на краю города; монахи подстрекали нападавших‚ и осажденным оставались два выхода: креститься или погибнуть от голода. Рабби Йом Тов сказал: "Бог предков наших‚ очевидно‚ хочет‚ чтобы мы умерли за наше Святое учение… Если попадем в руки врагов‚ наша смерть будет не только ужасна‚ но и позорна… Мой совет такой: Творец дал нам жизнь‚ и мы должны возвратить ее Ему собственными руками". Евреи убили друг друга‚ и напоследок рабби Йом Тов покончил с собой‚ став единственным самоубийцей среди добровольно погибших.

Иоанну Безземельному нужны были деньги; он потребовал у евреев огромную сумму‚ и когда Авраам из Бристоля затруднился выплатить свою часть‚ король приказал выдергивать у него зубы‚ по одному в день. Несчастный продержался семь дней‚ потерял семь зубов‚ а затем уплатил сполна.

При Генрихе III в Англии было не более 16 000 евреев‚ но доходы с них составляли тринадцатую часть всех доходов казны. Король даже продал евреев своему брату‚ уступив за 5000 фунтов права над ними на один год. Как заметил летописец-христианин‚ король "содрал шкуру с евреев и предоставил графу (своему брату) выпотрошить их". Евреи хотели бросить всё и покинуть страну‚ но их не велели выпускать из Англии без королевского разрешения.

Наконец Эдвард I приказал изгнать евреев из страны до 1 ноября 1290 года‚ и смертная казнь грозила тому‚ кто оставался на английской земле после этой даты. Евреям разрешили взять с собой только то‚ что они могли унести. Имущество конфисковали. В пути их грабили капитаны кораблей. Многие погибли в море. Большинство направилось во Францию‚ а оттуда – через 16 лет‚ в царствование Филиппа IV Красивого – им снова пришлось уходить в изгнание.


Повод для размышления.

Во второй половине двадцатого века возле крепости города Йорка установили металлическую плиту с надписью: "В ночь на пятницу 16 марта 1190 года около 150 евреев… предпочли смерть отречению от веры". И текст на иврите из книги пророка Исайи: "Воздадут Господу честь и славу Его возвестят на островах".


КРОВАВЫЕ НАВЕТЫ

Неприязнь к еврею-"чужаку" укоренилась с первых веков христианства, ибо все евреи во всех поколениях – умершие, живые, еще не родившиеся – несли на себе коллективную ответственность за распятие Иисуса Христа: так постановили отцы церкви.

С середины двенадцатого века возникли обвинения в совершении ритуальных убийств. Впервые это произошло в 1144 году в английском городе Норвиче, где объявили святым мучеником христианского мальчика Вильяма, которого якобы убили евреи. Королевский шериф не позволил осудить оклеветанных, но монахи рассказывали повсюду об убийстве "из ненависти к нашему Господу" и уверяли, что перед праздником Песах евреи похищают христианских детей и употребляют их кровь для своих целей. Эти слухи распространились по Европе, и в 1171 году в городе Блуа во Франции 34 еврея, обвиненных в ритуальном убийстве, были сожжены в деревянной башне, потому что отказались отступить от своей веры.

Подобное обвинение предъявляли язычники первым христианам: будто они умерщвляли детей‚ чтобы отведать их крови. "Стыдитесь! – взывал один из церковных писателей. – Стыдитесь приписывать людям такие преступления‚ к которым они непричастны!.." – "Где же у вас доказательства? – вторил ему другой. – Одна молва... Но свойства молвы известны всем. Она почти всегда ложна. Она и жива только ложью. Кто же верит молве?.." Но эта молва оказалась очень живучей. Она продержалась много веков‚ поменяла адрес‚ и христиане‚ страдавшие некогда от нелепых домыслов‚ стали обвинять евреев в ритуальных убийствах.

В 1235 году это случилось в немецком городе Фульда. Император Фридрих II созвал ученых из крещеных евреев Западной Европы‚ и они заявили‚ что "ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови". Иудаизм категорически запрещает убийство человека‚ даже употребление крови животных противоречит еврейским законам, – на основании этого заключения Фридрих II опубликовал особое послание‚ но оно не помогло.

В 1247 году во французском городе Вальреас нашли тело двухлетней девочки с ранами на лбу‚ руках и ногах. Евреев арестовали и подвергли пыткам: мужчинам вырывали половые органы‚ женщинам отрезали груди‚ многих в конце концов сожгли на костре. После этого папа Иннокентий IV издал специальную буллу‚ осуждающую подобные казни‚ но булла тоже не помогла. В 1255 году в английском городе Линкольне пропал христианский мальчик Гуго; труп обнаружили в колодце во дворе у еврея, – 18 человек повесили‚ их имущество конфисковали.

В 1267 году в немецком городе Пфорцгейм нашли в пруду мертвую девочку. "Привели евреев, – сообщал один из обвинителей, – и когда они приблизились к трупу‚ раны раскрылись и кровь полилась заново. Когда же евреи удалились‚ раны закрылись. Их вновь притащили‚ покойная с покрасневшим лицом подняла вверх обе руки, – ярость народа вспыхнула со всей силой и не знала границ... После всевозможных пыток евреев предали смерти через колесование".

И снова папа римский обнародовал буллу‚ снова император издал особый указ‚ – несмотря ни на какие доводы‚ евреев продолжали обвинять в употреблении христианской крови. Говорили‚ что они эту кровь "сушат‚ превращают в порошок и рано утром сеют по траве‚ благодаря чему мрут люди и скот". Эта тема была настолько популярна‚ что стала сюжетом многих баллад. Вот один из них: евреи распяли мальчика Гуго и бросили в реку‚ но труп выплыл у берега. Закопали в землю – труп вышел наружу. Кинули в колодец‚ но оттуда началось такое благоухание‚ что сбежались горожане, – евреев арестовали, пытали и повесили...


Повод для удивления с размышлением.

Другой сюжет: мальчика Гуго закололи и бросили в колодец, но мать услышала оттуда голос сына‚ сами собой зазвонили колокола в городе‚ сами собой читались книги без чтеца‚ – евреям снова плохо...


"НАВЕЛИ ВРАГИ ЛОЖЬ НА МЕНЯ"

К 1241 году распространились слухи‚ будто вторгшиеся в Европу монголы находятся в родстве с евреями и призваны ими для того‚ чтобы избавиться от власти христианских народов. Во Франкфурте-на-Майне разъяренная толпа ворвалась в еврейский квартал и убила 180 человек.

В 1264–1267 годах прокатилась новая волна погромов по немецким городам. В Зинциге сожгли в синагоге более 70 евреев. В Вайсенбурге колесовали семь евреев по обвинению в убийстве христианского мальчика‚ – среди них погиб и монах‚ перешедший в иудейство. В Майнце были убиты десять человек‚ в Бахарахе – 26‚ в Мюнхене толпа сожгла синагогу вместе с молящимися.

В 1298 году немецкий дворянин Риндфлейш – "бычье мясо" – собрал толпы всякого сброда и разгромил десятки еврейских общин. Крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга были полностью уничтожены; родители с детьми‚ матери с младенцами бросались в огонь или в воду‚ чтобы не попасть в руки убийц.

В тринадцатом веке монах Арнольд во главе фанатичной толпы убивал во Франции сектантов-еретиков‚ а заодно и евреев. Его девизом было: "Бейте всех‚ а Бог на небе уж отберет своих!" В 1277 году в Тулузе раввина Ицхака Маля сожгли за то‚ что похоронил на еврейском кладбище крещеного еврея‚ раскаявшегося перед смертью. В 1288 году в городе Труа погибли на костре Ицхак Шателен‚ его беременная жена‚ два сына‚ невестка и еще восемь евреев‚ обвиненных в ритуальном убийстве; среди них был хирург Хаим‚ "возвращавший зрение слепым". Все они отказались креститься и пошли на смерть‚ распевая псалмы.

В начале четырнадцатого века французских евреев обвинили в отравлении колодцев с помощью нанятых ими прокаженных‚ и новая волна гонений прокатилась по стране. В Тулузе сотни евреев заперлись в крепости, обороняясь от нападения толпы, и чтобы избегнуть насильственного крещения‚ убили друг друга; у них не хватило решимости погубить собственных детей, – победители забрали их и окрестили. Летом 1321 года в городе Шинон 160 человек бросили в яму‚ где пылал огромный костер‚ и они сгорели живьем.

В 1447 году папа Николай V запретил "навсегда и самым строгим образом всем верующим во Христа" обвинять евреев в употреблении христианской крови, однако в том же веке и по той же причине арестовали руководителей еврейской общины немецкого города Регенсбурга. Среди них оказался Авраам бар Яаков; он пробыл в тюрьме пять лет и, несмотря на пытки, сочинял на иврите стихотворения, в которых описывал свои мытарства:


Навели враги ложь на меня,
В железных оковах ноги мои,
В яму брошен я и страдаю от холода…
Прошла еще зима, за зимой прошло лето…
Милосердный среди милосердных!
Протяни руку Свою и освободи страдальцев…

Ритуальные наветы распространились на страны Восточной Европы и Ближнего Востока; даже в конце восемнадцатого века русский поэт и сенатор Г. Державин обвинил "всех евреев в злобном пролитии, по их талмудам, христианской крови".


Повод для размышления.

Несколько лишь примеров. В 1823 году обвинили в ритуальном убийстве евреев Велижа в Белоруссии, в 1840 году – евреев Дамаска, в 1853 году – евреев Саратова, в 1882 году – евреев венгерского городка Тисаэслар; в 1900 году возникло "дело Блондеса" в Вильно, в 1911–1913 годах – нашумевшее "дело Бейлиса" в Киеве.


ОСКВЕРНЕНИЕ ГОСТИИ

Поводом для погромов в европейских странах часто служили слухи о том‚ что евреи якобы оскверняли святую гостию, мучную облатку для причастия – воплощение "тела Христова"‚ которая употребляется в католических церковных обрядах.

В 1399 году евреев Познани обвинили в том‚ что они купили у польской христианки три гостии‚ прокололи их и бросили в яму. Эти гостии явились затем в образе трех бабочек‚ а когда их вынули из ямы‚ они стали совершать чудеса. Тут же разразился погром‚ мещане громили лавки и дома конкурентов-евреев, уничтожали долговые расписки. После жестоких пыток раввина Познани и старейшин еврейской общины привязали к столбам и сожгли на медленном огне. Вместе с ними сожгли и христианку‚ а на том месте‚ где нашли гостии‚ построили монастырь‚ в который стекались паломники с приношениями.

В 1478 году в городе Нассау "установили" под пыткой‚ что "купив за один гульден восемь гостий‚ они (евреи) принялись колоть их ножами‚ – вдруг из гостий полилась кровь и появилось лицо младенца... Когда же они бросили две гостии в раскаленную печь‚ то поднялась страшная буря‚ а из печи вылетели два ангела и два голубя". Виновных осудили и казнили.

В 1492 году в герцогстве Мекленбург 27 евреев сожгли на костре за подобное обвинение. "Спокойно шли они на смерть... – свидетельствовал католический летописец. – Без сопротивления и слез. И испустили дух‚ распевая древние псалмы". В городе Кноблаухе за совершенное якобы осквернение гостии 38 евреев отправили на казнь в 1510 году‚ а остальных изгнали с территории Бранденбургского княжества.

В 1520 году в Берлине по тому же обвинению 38 человек приковали к столбам‚ обложили паклей со смолой и подожгли. Раввин произносил предсмертную исповедь‚ мученики распевали молитвы‚ а через много лет местный священник сознался перед смертью‚ что казненных оговорили. Известен даже случай‚ когда некий поляк умер под пыткой‚ но не признал‚ что он продал евреям святую гостию‚ – однако обвинение против них не сняли. "Ведь и у дьявола тоже есть свои мученики"‚ – утверждал по этому поводу польский писатель.

В 1558 году в Польше заговорили о том, будто бы некая христианка из Сохачева продала евреям святую гостию‚ они ее искололи‚ из гостии потекла кровь‚ – виновных арестовали‚ король Сигизмунд Август велел их освободить‚ но приказ запоздал или духовенство поспешило: евреев сожгли на костре. Перед смертью осужденные заявили: "Мы никогда не прокалывали гостии и не верим‚ что в гостии – тело Бога. Мы знаем‚ что у Бога нет тела и крови. Мы верим‚ как и наши предки‚ что Мессия – не Бог‚ а его посланник. Мы знаем также по опыту‚ что в муке не может быть крови. Мы продолжаем утверждать до последнего часа‚ что нам не нужна кровь". Священников возмутило такое заявление, и они приказали палачу заткнуть мученикам рты горящими факелами.

"Я содрогаюсь при мысли об этом злодействе‚ – сказал Сигизмунд Август‚ – да и не желаю прослыть дураком‚ который верит‚ что из проколотой гостии может течь кровь".


Повод для удивления.

Невозможно перечислить все обвинения евреев в осквернении гостии. Даже в восемнадцатом веке их преследовали за это во Франции‚ а в Румынии подобное обвинение выдвинули в середине девятнадцатого века.


ОЖИДАНИЕ ПРИХОДА МЕССИИ

В жизни еврейского народа в странах рассеяния было много гнета‚ преследований‚ страхов перед завтрашним днем. Такая жизнь давала мало радости и спокойствия‚ и люди искали утешения в надеждах‚ что наступят мессианские времена‚ придет избавитель Мессия (на иврите Машиах –помазанник)‚ и потомки двенадцати колен вернутся на Святую Землю. "Если и замедлит, жди его, – утверждал пророк Хаваккук, – ибо непременно придет, не опоздает".

Говорили мудрецы Израиля в давние времена: "Если кто-нибудь скажет тебе после 4231 года от сотворения мира (471 год новой эры): купи поле, которое стоит тысячу динариев, за один динарий, – не покупай его. Ибо вскоре придет Мессия, и поля будут раздаваться даром".

Вера в Мессию – это тысячелетняя вера еврейского народа. Она помогала преодолевать гонения и изгнания‚ погромы и преследования‚ большие катастрофы и катастрофы малые. Моше (Моисей) вывел евреев из Египта, освободил от рабства, и в Талмуде он назван "первым избавителем" народа; "последним избавителем" будет Мессия.

Вера в избавителя‚ в идеальное будущее стала характерной чертой еврейского сознания. Каждый день правоверные евреи произносят в молитве тринадцать догматов веры, один из которых гласит: Всевышний "пошлет в конце дней Мессию – искупить тех, кто ждет от Него конечного избавления". Этот человек будет из рода Давида. Он освободит Иерусалим‚ соберет со всех концов света народ Израиля‚ распределит его по коленам в Святой Земле и установит царство мира.

Существуют разные толкования будущих мессианских времен‚ но все они сходятся в одном: евреи вернутся на свою землю, "отстроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники… разведут сады", заживут спокойно и счастливо под властью Мессии. "И волк будет жить рядом с ягненком‚ – говорил пророк Исайя‚ – и леопард будет лежать с козленком; и телец‚ и молодой лев‚ и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их... И станет жить народ мой в обители мира‚ в жилищах безопасных и в покоях тихих".

Рабби Иегошуа бен Леви спросил пророка Элиягу: "Когда придет Мессия?" Тот ответил: "Спроси у него самого". – "Где же мне найти его?" – "Он сидит у ворот Рима среди нищих, покрытых язвами, и ты узнаешь его по одному признаку. Другие сначала обнажают все свои язвы, и лишь потом их перевязывают, а он обнажает и перевязывает каждую язву отдельно и говорит при этом: "Вдруг меня призовут, – как бы не замешкаться"…"

Рабби Иегошуа отправился в Рим, нашел там Мессию и задал вопрос: "Когда ты придешь, учитель?" Тот ответил: "Нынче же". Рабби вернулся на Святую Землю, и Элиягу-пророк поинтересовался: "Что он сказал тебе?" – "Он обманул меня! – воскликнул рабби Иегошуа. – Он сказал: нынче же, но вот – не пришел". – "Ты не понял его, – разъяснил Элиягу. – Нынче же, если вы послушаетесь гласа Всевышнего, – вот что хотел сказать Мессия".


Повод для размышления.

Мартин Бубер, философ, религиозный мыслитель: "Будучи ребенком, я прочитал старое еврейское предание, которое не смог понять. В нем было сказано: "У ворот Рима сидит прокаженный нищий и ждет. Это Мессия". Я пошел к одному старику и спросил: "Чего он ждет?" Старик ответил так, что я понял его лишь через много лет. Он сказал: "Тебя"…"


ПЕРВОЕ АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Из повести автора "С того дня и после":

"На выходе в степь‚ за крайним строением сидели на бугре старики и терпеливо глядели вдаль. Реб Шабси и реб Иоселе. Реб Фишель и реб Шмерль. Реб Гирш и реб Берл. И отдельно еще реб Хаимке – на стуле с подушечкой. Кто-то же должен предупредить‚ когда появится избавитель: "Идн! Он уже на подходе! Что вы медлите?"

Это была их работа‚ и ее они не доверяли никому.

Вот наступит день доброй вести‚ и он появится вдалеке‚ усталый и запыленный, скажет негромко во всякое ухо: "Собирайтесь уже! Хватит. Помыкались по чужим углам". Вострубит великий рог‚ рог конечного избавления; они поднимутся с места‚ плача от радости‚ крикнут на прощанье: "Спасибо этому дому!" и пойдут через неодолимую прозрачность.

С четырех концов земли потекут изгнанники – гордо‚ неторопливо‚ под облаком славы‚ и заживут в спокойствии и доверии‚ на месте своем‚ без обид-притеснений‚ без помех-бедствий‚ сознавая свое достоинство и внушая к себе уважение. Каждый под виноградной лозой и каждый под своей смоковницей.

Реб Шабси и реб Иоселе. Реб Фишель и реб Шмерль. Реб Гирш и реб Берл. И отдельно еще реб Хаимке – на стуле с подушечкой.

Про смоковницу они знали приблизительно‚ потому что видели одну только картошку‚ и то не всегда. Но это неважно. Главное‚ она будет своей‚ та смоковница‚ и они к ней‚ конечно же‚ привыкнут. Если к плохому привыкали‚ то к хорошему и подавно.

Вот придет избавитель – и мир успокоится от войн. Вот наступят "те дни"‚ и солнцем засияет луна‚ очистившись от пятен‚ а земля отдаст мертвецов. Прибавится работы портным – воскресших надо одеть. Прибавится работы сапожникам – воскресших надо обуть. Прибавится работы всем. И будет у каждого хлеба вдоволь‚ бобов с чечевицей‚ меда и масла‚ сыров из коровьего молока и сыров из молока овечьего, смоква связками и сушеный виноград грудами. Обещано: каждая лоза даст тысячу гроздьев‚ каждая гроздь – тысячу виноградин‚ каждая виноградина – сотню литров вина.

"Ляжете – и не обеспокоят... Есть будете – и останется".

И старики кивали согласно. Вот он придет. Он скоро появится. Соберет рассеянных с четырех концов света и утвердит справедливость на земле. Его приходу должны предшествовать неисчислимые беды‚ – но разве они их не претерпели? Сколько валилось на головы: только разгребать и разгребать! Народами их испытывали и рассеяниями теснили. Як бида‚ так до жида. Холод и хворь‚ меч с пленением‚ неурожай с голодом‚ лихорадка и тяжкий труд.

Когда же наступит время последних чудес? Когда же они утешатся? Реб Шабси и реб Иоселе. Реб Фишель и реб Шмерль. Реб Гирш и реб Берл. И отдельно еще реб Хаимке‚ которого надо хорошо утешить после прожитой жизни. Но готовился уже к последней схватке плешивый‚ шестипалый Армилус‚ и высыпь проказы проступала у него на лбу – от злости‚ зависти и поганой пищи..."


МЕССИЯ ИЗ РОДА ЙОСЕФА

В разные времена объявлялись предсказатели, которые пытались определить дату прихода Мессии, связывая ее с великими бедствиями народа, вычисляя из текстов Библии или по звездам. Это приводило к необоснованным надеждам и горьким разочарованиям, порой к отпадению от веры, и мудрецы постановили: день прихода Мессии – это "великая тайна" (нельзя постичь замысел Всевышнего: "Если я пойму Его, то стану Им"). Потому сказано от имени рабби Ионатана: "Да сгниют кости тех, кто вычисляет дату конца времен. Ибо они говорят: вот подошло время, и он не пришел, значит, не придет никогда".

Одновременно с этим появлялись апокалиптические сочинения, повествующие о пришествии Мессии, – одно из них носит название "Книга Зрубавеля" (приписываемая Зрубавелю, руководителю строительства Второго Храма). Рабби Саадия Гаон, глава иешив в Вавилонии и философ десятого века, тоже включил в свое сочинение описание мессианских времен, – вот краткий пересказ событий "конца дней" (с добавлениями из разных источников).

И будет оно так: глыба мрамора в Риме с ликом соблазнительницы и телом прекрасной женщины. Придет Сатан, "Князь тьмы" – он же Блияал, возляжет рядом с женщиной, "расточит любовные ласки", и от их соития – змей змея порождает – родится Армилус, дерзкий, наглый, бесстыдный, нечестивец и сын нечестивца: семь мерзостей на уме. Этот Армилус (а некоторые называют его Ромулус – основатель Рима) воцарится в Эдоме, в земле отца своего, и приметы его таковы: волосы на голове цвета зелени, глаза косые, зубы торчат, руки обвиснут до ступней ног, и каждый, увидевший его, впадет в ужас и смятение.

А вот иное описание Армилуса, сына Блияала и соблазнительницы из мрамора. Голова плешивая, проказа на лбу, один глаз меленький, другой навыпучку, правая рука – коротышка, левая шестипалая – длиннее не бывает, одно ухо заткнуто, другое открыто; когда говорят ему добрые слова, он обращает к ним закрытое ухо, говорят плохое – склоняет к ним открытое.

И явится перед "концом дней" – на горах Верхней Галилеи – Мессия бен Йосеф, он же Нехемия бен Хушиэль; соберутся к нему сыновья народа, но не все, нет, не все соберутся, ибо не каждый поверит, что наступило время "последних чудес". Спустится Мессия бен Йосеф с гор Галилеи, взойдет в Иерусалим вместе с верными ему людьми, убьют они служителей царя Эдома и пробудут в городе некоторое время. Но поднимется на них Армилус, и девять царей с ним, сердца их ко злу: Селекус, Артемус, Плеус, Галиас, Дметрос, Геркуланус, Ахтенус, Афремус, Широй, – Армилус же царем над всеми.

Тьма придет с севера, откуда опускаются на мир вредоносные силы, и в христианской хронике конца седьмого века сказано об этом так: "Отворятся врата севера, изыдут племена… содрогнется земля от их вида, и отступят люди, и побегут в страхе, попрячутся в горах, пещерах и гробницах, станут умирать от ужаса… и некому будет погребать трупы. Племена же, что изыдут с севера, будут есть человечину и пить кровь звериную, словно воду, пожрут змей нечистых и скорпионов, мерзостных зверей и гадов… скотину и мертвечину, выкидышей из женской утробы… и не найдется никого, кто смог бы им противостоять…"

Подступят десять царей к Иерусалиму, будет кровавая битва, и ворвется Армилус в город, поразит многих, – среди убитых окажется Мессия бен Йосеф, а с ним 16 праведников. Усомнятся маловерные из народа Израиля и скажут: "Этот человек, на которого мы надеялись, убит, – нет больше избавления Израилю"; уйдут маловерные от заветов отцов, прилепятся к другим народам и сгинут.

А Армилус обоснуется в Иерусалиме: девять месяцев "злого царства", – Израиль при нем в беде. Изгнаны будут в пустыню – голодные, босые, раздетые, жаждущие глотка воды, и одни отступятся в пустыне от Закона, а другим прояснится сокровенное, и очистятся.


МЕССИЯ ИЗ РОДА ДАВИДА

Но нежданно придет избавление: явится провозвестник Элиягу-пророк, совершит помазание "сына человеческого", и возгорится гневом Мессия бен Давид, он же Менахем бен Амиэль, облачится в одежды возмездия. Взойдет он к Иерусалиму, который в руках Армилуса, убит будет Армилус, а народ поселится на земле своей, чтобы отстроить развалины и насадить виноградники.

И объявится Гог в земле Магог (а иные считают, объявятся двое – Гог и Магог), задумает "пойти на успокоившихся, обитающих в безопасности", чтобы подступить к Иерусалиму с "нечистыми народами", овладеть и властвовать. У пророка Иехезкеля сказано об этом со слов Всевышнего: "И возгорится гнев Мой в ярости Моей… На горах Израиля падешь – ты (Гог из земли Магог) и все отряды твои, и народы, которые с тобой… И станет погребать их Израиль, чтобы очистить землю эту, семь месяцев…"

И будут разные наказания Всевышнего для законченных злодеев из воинства Гога. Одних пожрет огонь с неба, испепелит смола, завалят камни, "глаза сгниют во впадинах их, язык сгниет во ртах". Другие умрут от меча, поражая в ослеплении друг друга. У третьих распадутся тела на части: возьмет, к примеру, соседа за руку, и рука того отпадет. На остальных же останутся знаки побоев: выбит глаз, разбит нос, оторван палец, – разбредутся они по разным землям и расскажут о случившемся.

И тогда все народы повезут Израиль на встречу с Мессией. На лошадях повезут и мулах, в повозках и на кораблях, понесут на руках и плечах, и перед ними расступится Красное море, расступится перед ними река Евфрат в семи местах; в дороге не будут страдать от голода, от жажды не будут страдать. А из пустыни, где нет народов, Всевышний перенесет Израиль на облаках при попутном ветре, так что не останется ни одного в чужом месте, все прибудут в Иерусалим, – с ними и десять колен, что явятся из-за реки Самбатион, выйдут из-за Гор мрака, расселятся по всей стране.

И когда соберется Израиль на своей земле, Элиягу-пророк протрубит четыре раза в большой рог. После первого звука воссияет свет, как в первые дни творения; после второго звука воскреснут мертвые и явятся перед Мессией; после третьего – Шхина, Божественное присутствие, проявится перед глазами Израиля; после четвертого звука большого рога обрушатся горы и возвышенности, земля станет долиной, Храм опустится с Небес на место свое, и всякий по свету Шхины отыщет к нему дорогу.

А мертвые воскреснут таким образом: приблизится кость к кости, натянутся жилы, обрастут плотью, покроются кожей, – роса жизни падет с Небес, а в ней свет живой души. Вместе со всеми воскреснет и Мессия бен Йосеф; земля Израиля чудесным образом расширится, и никто не будет страдать от недостатка места. Каждый восстанет таким, каким был в момент смерти: старик оживет стариком, младенец – младенцем, чтобы не сказали маловеры: "Это другие создания сотворены". Лишь затем Всевышний оздоровит восставших из мертвых, "и цвести будут (умножаться)… как трава на земле".

Заселится вся земля – без голода и страданий, зависти и раздора, порабощения и притеснения, лишь радость и веселие, добро и мудрость, а власть зла исчезнет навсегда. Сказано в Талмуде: земля станет производить ежедневно новые плоды, приносить хлеб и одеяния, женщины будут рожать в день зачатия. Снизойдет на Израиль дух пророчества, и ежели один из народа придет в другие страны и заявит: "Я из Израиля", соберутся возле него и попросят: "Скажи нам, что случится завтра..."

Жизнь будет долгой, не станут умирать в молодости, и есть такие, что говорят: исчезнет смерть на земле; и есть такие, что утверждают: умрут на три дня только и вновь оживут, чтобы жить до конца света; есть и иные, что полагают: станут жить до 6000 лет от сотворения мира.


Повод для размышления.

Говорил рабби Моше бен Маймон: "Наши мудрецы и пророки страстно желали прихода Мессии – не для того, чтобы править миром, не для того, чтобы властвовать над народами, не для того, чтобы есть, пить и радоваться, а для того, чтобы целиком отдаться постижению Торы и мудрости, дабы никто их не угнетал и не отвлекал от учения".


СЫНЫ СВЕТА И СЫНЫ ТЬМЫ

Книга "Видения Эзры" была создана, очевидно, незадолго до разрушения Второго Иерусалимского Храма; в ней описаны будущие космические катастрофы перед наступлением мессианской эры: "Настанут дни, когда солнце воссияет вдруг ночью, а луна засветит в полдень. Деревья станут истекать кровью, камни застонут… море Содомское (Мертвое) наполнится рыбой и будет реветь в ночи… Женщины начнут рожать уродов, а сладкие воды обратятся в горькие…"

И там же (перевод с иврита С. Рузера):


Таков он, День суда, – тогда не будет
Ни солнца, ни луны, ни звезд на небе,
Ни облаков, ни молнии, ни грома,
Ни воздуха, ни вод, ни ветра…
Ни ночи, ни полудня, ни рассвета,
Ни света дня, ни блеска, ни мерцанья, –
Лишь славы Божией небесное сиянье.

В середине двадцатого века обнаружили в пещерах возле Мертвого моря несколько свитков, спрятанных, по всей видимости, в первом веке новой эры, во время еврейского восстания против римлян. Один из свитков носит название "Война сынов света с сынами тьмы"; в нем рассказано о будущей решающей схватке сил добра с силами зла:

"Трижды пересилят сыны света и победят сынов тьмы; трижды одержат верх сыны тьмы и победят сынов света… Но в седьмой раз рука Всевышнего будет над сынами Блияала… сынами тьмы… над всеми их воинами, и падут киттим (они же римляне) без остатка.

И настанет время избавления для народа Всевышнего, конец власти людей Блияала, конец преступлений правителей-киттим, и не останется сынов тьмы. Пребудут мудрость и справедливость по всем концам земли… мир и благословение, уважение и радость, и долгая жизнь для всех сынов света".

Добавим к этому второе авторское отступление (да простят автору подобную дерзость):

"Свет воссияет с приходом Мессии, как в первые дни творения, отстроится Иерусалим из камня сапир, вода потечет из Святого города и вылечит калечных. Слепые прозреют, глухие услышат, хромые заскачут газелями. Не станет в мире скорби и боли, стона и плача, и на ногах у всякого – сандалии из кожи тахаша.

Тахаш, о тахаш! Единорог с переливчатой шкурой, что объявился в пустыне, пред Моше и народом, дабы шкурой его украсили обитель Всевышнего. А затем он исчез, на многие поколения исчез, – но он появится, да-да, он объявится, и будут у Пинечки красавцы-башмаки из переливчатой шкуры тахаша.

А есть такие, что уверяют: две пары башмаков…"


Повод для удивления с размышлением.

Говорил рабби Нахман из Брацлава: "Когда явится Мессия, всё останется по-прежнему, разве что люди устыдятся своей глупости".


"ЧТО ТЫ НАСЕЛ НА СВОЙ НАРОД?.."

Прервем ненадолго это повествование и расскажем о человеке, имя которому рабби Леви Ицхак из Бердичева. Хасидская легенда утверждает: в тот момент, когда он появился на свет, основатель хасидизма Баал Шем Тов обрадовался и сказал окружающим: "В этот час опустилась на землю душа‚ которая будет защитницей Израиля перед Всевышним".

Рабби Леви Ицхак был раввином Бердичева до 1810 года и обращался к Богу с мольбой‚ претензиями, требованиями‚ даже с негодующими возгласами: ведь он молился не за себя‚ а за "весь Израиль"‚ горестная жизнь которого заставляла страдать его сердце. "Он молился с трепетом, – вспоминал современник, – дрожа всем телом, от волнения не мог стоять на месте… Волосы становились дыбом у тех, кто слушал его молитвы, сердце таяло, смывалась вся скверна души".

Однажды рабби даже прервал молитву и стал распевать свою знаменитую импровизацию‚ которая сохранилась в народной памяти по сей день: "Доброе утро Тебе‚ Властелин вселенной! Я‚ Леви Ицхак из Бердичева‚ сын Сарры‚ пришел к Тебе спорить за Твой народ. Что Ты имеешь к своему народу? Что Ты насел на свой народ Израиль?.."

Его восторженная любовь доходила до того‚ что рабби позволял себе дерзости против Неба‚ когда заступался за Израиль. Это он сказал однажды Богу: "Если Ты будешь судить нас немилостиво‚ то мы‚ праведники нашего поколения‚ постановим отменить Твой приговор". И он же утверждал: "Если евреи не всегда исполняют волю Всевышнего подобно ангелам‚ то потому лишь, что они озабочены своим пропитанием".

Рабби Леви Ицхак верил в скорое избавление народа и каждый день ожидал пришествия Мессии. Однажды ему показали "тнаим" – соглашение‚ составленное при помолвке его внучки. В нем было сказано‚ что свадьба состоится в Бердичеве, но рабби разорвал соглашение и написал новое‚ отличавшееся от прежнего одним только пунктом: "Свадьба состоится‚ с Божьей помощью‚ в такой-то день в святом городе Иерусалиме. Но если к тому времени‚ упаси Господь‚ Мессия еще не придет‚ то свадьба состоится в Бердичеве".

Рассказывали:

"Канун траурного дня Тиша бе-ав. Солнце склоняется к закату, вечерние тени ложатся на землю. Евреи уже теснятся в синагоге, готовясь к чтению потрясающих строк о разрушении Храма и горести народа… но где же рабби? А рабби еще дома. Он стоит у окна, взгляд его устремлен вдаль – туда, откуда должен прийти Мессия. Разве не завещано было, что избавитель явится в этот день, день плача и траура? Не этот ли день станет днем великой радости? Зачем же тогда идти в синагогу и проливать слезы? Вот он придет, вот еще немного…

Зашло солнце, тьма на улице, а рабби стоит у окна и ждет, и ждет… Приходит служка: "Рабби, пора начинать". И рабби вздрагивает, словно пробуждается от сна. Опять он не пришел, долгожданный избавитель, опять перед глазами изгнание, плач и скорбь, униженный, гонимый Израиль. И рабби Леви Ицхак бежит в синагогу по темной улице, с горьким плачем начинает читать: "Как одиноко сидит столица‚ некогда многолюдная... Плачет‚ плачет она по ночам‚ и слезы ее на щеках у нее"…"


ПРИШЛОСЬ К СЛОВУ

Две истории, всего две, одна из которых повествует о еврейском мудреце первого века новой эры по имени рабби Ханина бен Доса.

Так уж оно случилось, что дочь копателя колодцев однажды упала в глубокую яму. Пошли и сообщили об этом рабби Ханине, на что он ответил: "Мир с ней", – что означает: она цела. Сказал еще раз: "Мир с ней". И в третий раз сказал: "Она вылезла из ямы".

Пошли, проверили: и правда, вылезла. Спросили его: "Ты пророк?" Ответил рабби Ханина: "Не пророк и не сын пророка. Но говорю вам: праведное дело не приводит к плохому. Копателя колодцев и его близких не накажут падением в колодец".

Это рабби Ханине принадлежат такие слова: "Любимый людьми – любим Богом. Кого не любят люди, того не полюбит и Бог".

История вторая.

Когда рабби Исраэль Баал Шем Тов, основатель хасидизма, видел беду‚ грозившую евреям‚ то шел в лес‚ в одно и то же место; там он разводил костер‚ читал особую молитву – и несчастье предотвращалось.

Позже‚ когда такая потребность возникала у его ученика‚ рабби Дова Бера из Межирича‚ он приходил в лес на то же место и говорил: "Создатель‚ слушай! Я не знаю‚ как разжечь огонь‚ но я еще могу прочитать молитву". И чудо происходило.

Рабби Моше Лейб из Сасова тоже отправлялся в лес‚ чтобы спасти свой народ‚ и там говорил: "Я не знаю‚ как развести костер‚ той молитвы тоже не знаю‚ но зато я знаю место‚ и этого должно быть достаточно". Этого на самом деле было достаточно‚ и несчастье предотвращалось.

Наконец подошла очередь отводить беду рабби Исраэлю из Ружина. Сидя в своем кресле‚ он обхватил голову руками и сказал Всевышнему: "Я не знаю‚ как разжечь костер‚ не знаю молитву‚ не могу даже отыскать в лесу то место. Всё‚ что я могу сделать, – пересказать эту историю‚ и этого должно быть достаточно". И этого было достаточно.


Повод для размышления.

Подошли иные времена, народились иные поколения, которым неизвестно то место в лесу, которые не знают, как развести костер, не могут прочитать молитву, не способны даже обратиться к Всевышнему, чтобы пересказать эту историю. Когда подойдет их время отводить беду, что же они будут делать?..


назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее