ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ


РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ

Глава четвертая

СИМВОЛЫ ПОТАЁННЫХ ПОНЯТИЙ


1

Начнем с талмудического сказания.

Когда рабби Иоханан бен Заккай заболел, ученики пришли навестить учителя и обнаружили, что он проливал слезы.

Спросили его:

– Рабби, почему ты плачешь?

Ответил им:

– Передо мной лежат две дороги: одна ведет в геенну, другая – в рай, и я не знаю, по какой из них поведут меня. Как же мне не плакать?

Сначала расскажем о рае.

На иврите он называется Ган Эден – дословно райский сад, где «Бог произрастил из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу».

В Торе сказано, что для орошения райского сада течет по нему река, разделяющаяся на выходе на четыре потока – Пишон, Гихон, Хиддекель (Тигр) и Прат (Евфрат).

Тигр и Евфрат протекают по территории Ирака и впадают в Персидский залив, но географическое положение Пишона и Гихона не поддается точному определению, – их принимали за Нил в Африке, Амударью в Средней Азии или Ганг в Индии (в Иерусалиме протекает ручей из источника с одноименным названием – Гихон).

Тот ли это Ган Эден, в который души попадают из преисподней после очищения? Там ли они проводят время до воскрешения из мертвых? Об ином райском месте Библия умалчивает.

Законоучители указывали: даже самые закоренелые грешники могут раскаяться и после наказания попасть в рай. Туда попадают и погибшие во времена гонений, не пожелав изменить своей вере; тем самым они совершают «кидуш га-Шем» – «освящение имени Бога».

1096 год, Рейнские земли.

После гибели евреев от рук крестоносцев рабби Шломо бен Шимон написал: «Пусть враги и убьют нас… но мы вновь оживем, души наши навечно пребудут в раю… Там у Него вместо мира тьмы – мир света, вместо мира горя – мир блаженства, вместо мира преходящего – мир, пребывающий вовеки»

Испанские евреи верили, что их единоверцы, насильно обращенные в христианство и сожженные на кострах инквизиции за тайное соблюдение веры, – тоже находятся в раю.

2

На севере Израиля расположен город Бет-Шеан, который упомянут в египетских источниках пятнадцатого века до новой эры. Земли вокруг этого города очень плодородны, Талмуд упоминает знаменитые «маслины из Бет-Шеана», и там же сказано: «Если бы Ган Эден находился на земле Израиля, то Бет-Шеан стал бы его вратами».

Однако не все с этим согласны.

Автор одного из мидрашей полагает, что врата рая находятся неподалеку от горы Мория, на которой царь Шломо построил Иерусалимский Храм. Но каббалистическая книга «Зогар» называет иное место: вход в Ган Эден в Двойной пещере Хеврона, где погребены Адам и Хава, Авраам и Сарра, Ицхак и Ривка, Яаков и Леа.

Как же они проводят время, обитатели райского сада?

Об этом сказано немало в образных описаниях, и одно из них, самое, возможно, пространное, про рабби Иегошуа бен Леви из Лода, законоучителя третьего века, – мидраш наполнил его жизнь удивительными приключениями.

Рабби Иегошуа отличался скромностью, без боязни входил к людям, зараженным проказой, учил с ними Тору и был уверен, что она защитит от любого вреда. «Если человек отправляется в опасный путь, и нет провожатых, – говорил он, – пусть изучает Тору в дороге», чтобы прибыть целым и невредимым к месту своего назначения.

За праведную его жизнь Бог разрешил Самаэлю, ангелу смерти, исполнить любое желание рабби Иегошуа, и он попросил ангела, чтобы тот показал ему Ган Эден.

Самаэль понес его в рай, но по пути рабби сказал ему:

– Дай мне твой меч, чтобы ты случайно не убил меня.

Они достигли ограды рая, ангел поднял его над стеной – лишь взглянуть на Ган Эден, но рабби Иегошуа перескочил через ограждение вместе с мечом и воскликнул:

– Клянусь, что не сдвинусь с этого места!

Ему позволили остаться в раю, и, осмотрев его, Иегошуа направил послание на землю с подробным описанием.

В раю обитают шестьсот тысяч ангелов, и когда душа вступает в ворота, они облачают ее в одежды из «облаков Славы», возлагают на голову венец и возглашают: «Иди, ешь в радости хлеб свой!»

Душа праведного человека видит тысячи деревьев разного вида, а посреди рая стоит Древо жизни и благоухает всевозможными ароматами. Рабби Иегошуа хотел осмотреть и ад, но ему позволили лишь приблизиться к его вратам.

А что случилось с мечом, который рабби Иегошуа отнял у беспощадного ангела смерти?

Без меча нет усопших, но раздался Глас Указующий:

– Верни меч Самаэлю, ибо род человеческий не может существовать без него.

Рабби Иегошуа отдал ему меч, и смерть снова вернулась на землю.

Законоучители разных веков указывали, что конкретные описания рая, да еще со многими подробностями, не что иное, как аллегории, которые не следует понимать буквально.

Филон Александрийский:

«Это – не сказочные повествования, которыми забавляется племя поэтов и софистов, но… иносказание для проявления скрытого смысла».

Рамбам:

«Верить (в аллегории) – все равно, что быть учеником, который ждет орехов и сладостей за свое прилежание. Смертный не в состоянии постичь небесных наслаждений, как не дано слепому постигнуть игру красок, или глухому оценить музыку».

3

Продолжим, тем не менее, описание райских чудес (хотя бы потому, что других у нас нет).

Мидраш повествует о том, как на пятый день Бог сотворил Ливьятана (Левиафана), гигантское чудище океанских глубин, хвостом сметающее острова. Книга Иова повествует: «Круги зубов его – ужас!.. Дыхание его угли раскаляет, и пламя из пасти его исходит… Нет на земле подобного ему» (в современном иврите «ливьятан» – это кит).

Михаил Ломоносов сочинил оду по мотивам Книги Иова, где воспел Ливьятана:


Когда ко брани устремится,
То море, как котел, кипит,
Как печь, гортань его дымится,
В пучине след его горит…
Всех сильных он страшит, гоня.
Кто может стать против меня?


В дни творения Бог создал и гигантского Бегемота, пребывающего на земле Тысячи холмов. Слово «бегема» означает на иврите «животное»; в Книга Иова упомянут и он: «Вот бегемот, которого Я создал… Сила его в чреслах его, мощь его в мускулах живота его»

В будущем Бог приготовит из Ливьятана еду для трапезы праведников в раю. Они насладятся также блюдом из Бегемота и птицы Зиз, станут пить вино, сохраняемое с первых дней творения, вдыхать ароматы бальзама, истекающего из родников.

Ган Эден, Сад Наслаждения – нет предела длине и ширине его. Он настолько огромен, что обойти его можно лишь за тысячи лет, – такие данные приводит автор мидраша, чтобы читатель проникся гигантскими размерами райского сада.

Ангелы поют там нежными голосами. Солнце сияет всемеро увеличенным светом‚ не уходя на ночной покой‚ ибо ночи в раю нет. Сад Наслаждения полон душами‚ склонившимися над Книгой‚ и ангелы оберегают их покой.

Рав Абба бен Айбу (Вавилон, третий век):

В раю «нет ни еды, ни питья, ни чувственных наслаждений, ни материальных дел, ни зависти и соперничества; праведники восседают с коронами на голове и наслаждаются светом Господа» (законоучители добавляют: «корона – это мудрость», ибо души постигают потаенные таинства Торы, недоступные во время пребывания в теле).

Из сказаний о Баал Шем Тове, основателе хасидизма.

Однажды он остановился на ночлег в доме бездетной пары, которая приняла его с радушием и попросила помолиться, чтобы у них родился ребенок. Баал Шем Тов был ясновидящим; ему стало ведомо, что у этой пары не будет детей, однако он пообещал мужу и жене рождение наследника.

Как только он это произнес, Голос с Небес возвестил, что его обещание исполнят, но за это он лишится уготованного ему райского блаженства. Баал Шем Тов радостно воскликнул:

– Тем лучше! Теперь я смогу служить Господу только из чистой любви, так как не получу награду.

Вслед за этим он снова услышал Голос, который сообщил, что за такие слова Баал Шем Тову возвращаются уготованные ему блаженства.

4

В тринадцатом веке родился в Италии Иммануэль бен Шломо (по-итальянски Маноэлло Джудео – Иммануэль Еврей, или Маноэлло Романо – Иммануэль Римский), поэт и комментатор книг Библии, которого назовут «средневековым Гейне».

«Знание, – говорил он, – это лестница, стоящая на земле, но верхушкой упирающаяся в небо, и чем выше поднимается человек по этой лестнице, тем больше приближается он к Богу».

Его книга «Тетради Иммануэля» состоит из двадцати восьми глав, написанных на иврите рифмованной прозой; в одной из них автор описывает свое путешествие по раю и аду – образцом для этого послужила, очевидно, «Божественная комедия» Данте, современника Иммануэля Римского.

Автор «Тетрадей» считал, что путь в Ган Эден доступен любому человеку на земле, верящему в единого Бога. Его провожатый по раю указывал на них:

– Это души добродетельных людей из иноверных народов… Разумом своим они исследовали, кто Творец Вселенной, сотворивший их, для какой цели Он послал их в этот мир… Они не говорили: «Будем и мы держаться веры наших предков», но выбрали идеи, безусловно справедливые, которые не оспаривают люди знания, – и к ним примкнули…


И увидел я людей, облаченных в славу,
Пред которыми померкли свет луны и сияние солнца.
«Кто эти люди, что находятся в стране ангелов?»
Ответил мой провожатый:
«Это – праведники народов мира».


В «Тетрадях Иммануэля» немало юмора; обитателя рая, к примеру, завидев его, радостно восклицали: «Иммануэль идет, вот смеха будет много!»


*** *** ***

Из средневековой повести об Александре Македонском:

«Говорят, Земной Рай – это самое высокое место на земле…

Потоп во времена Ноя не достиг его, хотя весь мир тогда оказался под водой, и только Рай возвышался над ней…

По земле в Рай невозможно попасть из-за диких зверей, обитающих в пустыне, из-за непроходимых для человека гор, скал и покрытых мраком мест, которых там очень много. А по рекам невозможен путь, их течение бурно, и они низвергаются с большой высоты, так что поднимаются огромные волны, с которыми не справится корабль…

Ни один смертный не смог приблизиться туда, разве на то была Божья воля».

*** *** ***

О легендарной птице Зиз, которой насладятся праведники в раю, сообщает Рабба бар Бар Хана. Он участвовал в сухопутных и морских путешествиях третьего века, свои сказания для «убедительности» сопровождая словами: «Я сам это видел».

Во время плавания на корабле Рабба бар Бар Хана и его попутчики заметили птицу Зиз, которая стояла посреди океана, и вода доходила ей только до лодыжек.

– Мы решили, – говорил он, – что океан, должно быть, обмелел, и захотели сойти с корабля, чтобы остудиться на жаре. Но Голос с Небес предостерёг нас: «Семь лет назад корабельный плотник уронил тут топор, и он ещё не достиг дна!»

*** *** ***

Во второй половине восемнадцатого века жили в польских местечках два брата, рабби Элимелех и рабби Зуся.

Рабби Зуся сказал на исходе дней:

– Когда я предстану перед Небесным судом‚ никто не спросит меня: «Зуся из Аннополя‚ почему ты не был Авраамом‚ Яаковом или Моше?» На меня посмотрят и скажут: «Зуся‚ почему ты не был Зусей?»

А рабби Элимелех из Лежайска сказал иначе:

– Спросят на Небесном суде‚ изучил ли я всё, что должен был изучить? Отвечу: «Нет». Произнес ли все молитвы, которые должен был произнести? Опять отвечу: «Нет». Совершил ли благие дела, которые полагалось совершить? Тоже нет. Тогда Судья Праведный улыбнется и скажет: «Элимелех‚ Элимелех‚ по крайней мере, ты говоришь правду. Только за это ступай в рай!»

*** *** ***

Народные сказания о рае не обошлись, конечно, без юмора.

В один из дней умер закоренелый вор, и его вопросили на Небесном суде:

– Кто ты такой? Чем занимался при жизни?

– Я посланник Божий, – скромно ответил вор.

– Что это значит? – удивились судьи.

– Когда Бог решает, что такого-то и такого-то следует обворовать, я выполняю Его постановление.

– Тогда, – решил суд, – место твое в раю.

И вор попал в Ган Эден.



назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее