Об авторе Публикации
ЗЕМЛЯ ПОД НОГАМИ, Книга первая

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Хаим Вейцман и его деятельность в годы войны. Декларация Бальфура. Отклики на нее.

1

В годы войны шла тихая‚ неприметная работа среди министров‚ военных и общественных деятелей Великобритании‚ чтобы склонить их к созданию еврейского национального центра в Эрец Исраэль. Этим занимались сионисты во главе с Хаимом Вейцманом‚ о котором Д.Бен–Гурион сказал такие слова: "Он вырос в еврейском окружении‚ среди еврейских масс. С молоком матери впитал такие еврейские качества‚ как дальновидность‚ юмор и мудрость..‚ любовь к Эрец Исраэль... Неотразимым было его влияние на неевреев‚ с которыми он встречался‚ – на них производило впечатление его... умение выразить самые сокровенные чувства еврейского народа".

Он родился в Гродненской губернии в 1874 году‚ в семье Озера и Рахели Вейцман‚ учился в Германии и Швейцарии; в университете города Фрейбурга можно и теперь увидеть мемориальную доску с надписью: "Здесь учился доктор Хаим Вейцман‚ первый президент государства Израиль". Затем Вейцман работал в Англии‚ в университете города Манчестера‚ преподавал‚ вел научные исследования. Он был известным ученым–химиком и запатентовал около ста изобретений в области промышленного применения химических процессов. Научная работа не помешала Вейцману заниматься общественной деятельностью: начиная со второго Сионистского конгресса он стал заметным деятелем этого движения‚ даже организовал оппозицию лидеру движения Теодору Герцлю.

В марте 1903 года Хаим Вейцман приехал в Россию и выступал в черте оседлости‚ пропагандируя сионистские идеи. В синагоге города Николаева собрались слушатели‚ но неожиданно здание оцепили казаки‚ и Вейцмана отвели к полицейскому начальнику. Нелепо было утверждать‚ что собравшиеся молились в синагоге‚ и Вейцман решил объяснить этому человеку‚ что такое сионизм.

Для полицейского начальника слово "сионизм" звучало почти как "социализм"‚ и трудно было доказать ему‚ что существует отличие. Наконец‚ он спросил: "Ну хорошо‚ а откуда же вы берете деньги на эти дела?" – "У нас есть банк в Лондоне"‚ – ответил Хаим Вейцман‚ имея в виду Еврейский колониальный банк. Полицейский начальник очень заинтересовался и стал расспрашивать‚ сколько денег в банке‚ кто им управляет и прочее. А потом вдруг спросил: "Откуда вам известно‚ что в этом банке вообще есть деньги?" – "Очень просто‚ – ответил Вейцман. – Мы регулярно получаем отчеты". Полицейский захохотал и хохотал долго: "Да вы просто мечтатель‚ а в делах и совсем профан". Потом он показал на сейфы‚ которые стояли в его кабинете‚ и добавил: "Эти ящики битком набиты отчетами‚ квитанциями и чеками. На бумаге – каждая копейка на учете‚ но спросите меня‚ где деньги? – И он выразительно свистнул. – Уверяю вас‚ в этом вашем банке нет ни одной копейки! Поверьте матёрому волку".

Хаим Вейцман вспоминал: "Он был приятно возбужден собственной проницательностью. Я же притворился наивным простаком‚ что привело его в еще более приятное расположение духа. Он сделался изысканно вежливым и снисходительным: "Ладно‚ так уж и быть‚ на этот раз я вас отпущу‚ – сказал он. – Но с условием‚ что ближайшим поездом вы уедете в Одессу". На прощание он встал‚ положил Вейцману руку на плечо и сказал с большим чувством: "Послушайте. Я вижу‚ что вы‚ в сущности‚ неиспорченный юноша. Поверьте моему совету и бросьте этих евреев. Если они когда–нибудь дорвутся до своего еврейского государства‚ вы будете первым‚ кого они повесят на фонаре".

Полицейский начальник из города Николаева ошибся. Хаим Вейцман был действительно первым‚ когда образовалось государство Израиль. Он был первым его президентом.

2

В 1906 году в Англии проходили параментские выборы‚ и одним из кандидатов от консервативной партии был лорд Артур Джеймс Бальфур. Во время предвыборной компании он решил встретиться с Хаимом Вейцманом‚ чтобы выяснить‚ по какой причине тот выступал против "плана Уганды". Вейцман объяснил ему‚ что основой сионизма является глубокое чувство‚ связанное с Эрец Исраэль‚ и отказ от этого был бы равноценен возврату в идолопоклонство.

Вейцман писал в своих воспоминаниях: "Я взглянул на моего собеседника и вдруг испугался‚ что весь его интерес и благожелательное внимание не более‚ чем светская любезность. Неожиданно для самого себя я спросил: "Мистер Бальфур‚ если бы вам предложили Париж взамен Лондона‚ вы бы согласились?" Он выпрямился в кресле‚ посмотрел на меня и сказал: "Мистер Вейцман‚ но Лондон – это же наш город!" – "Вот именно! – воскликнул я. – А Иерусалим был нашим‚ когда на месте Лондона еще расстилались болота". Он опять откинулся в кресле‚ продолжая меня разглядывать‚ и спросил: "И много есть евреев‚ которые думают также‚ как вы?" Я ответил: "Могу вас заверить‚ что это мнение разделяют миллионы евреев". Тогда Бальфур заметил: "Если это так‚ то в один прекрасный день вы станете большой силой". Когда Вейцман уже уходил от него‚ Бальфур сказал: "Как странно... Евреи‚ с которыми я встречался‚ совершенно другие". Вейцман ответил на это: "Мистер Бальфур‚ вы встречались не с теми евреями".

У Вейцмана было много сторонников в сионистском движении: "Вся его личность‚ – вспоминал один из них‚ – излучала благородство и истинно королевское спокойствие"; были у него и противники‚ которые не соглашались с выбранными им путями‚ – но кто мог предсказать заранее самые верные и самые короткие пути‚ которые привели‚ в конце концов‚ к образованию государства Израиль? Сегодня‚ с расстояния‚ не так уж трудно быть умным и дальновидным‚ находя ошибки и просчеты в политике прошлых лет‚ а тогда надо было работать‚ не жалея себя‚ быть одержимым и верить в свое дело.

Не случайно автобиографическая повесть Вейцмана называется "В поисках пути"‚ не случайно он сказал на исходе жизни‚ больной и почти ослепший: "Тех‚ кто думает‚ что можно найти короткий‚ удобный путь в Эрец Исраэль‚ ожидает разочарование. В Эрец Исраэль ведет один только путь – трудный".

3

После начала Первой мировой войны Хаим Вейцман встретился в Париже с бароном Эдмондом Ротшильдом: "Я с истинным изумлением услышал из его уст свои‚ наполовину оформившиеся‚ предположения. Да‚ говорил он‚ всё выглядит мрачно‚ но войну мы выиграем. И теперь пришло время действовать‚ чтобы нас не забыли... По его мнению – и в этом я был с ним полностью согласен – война неминуемо захватит Ближний Восток‚ там произойдут события чрезвычайной для нас важности".

В октябре 1914 года Турция вступила в войну‚ и Вейцман написал редактору одной из влиятельных английских газет: "Не думаете ли вы‚ что уже настало то время‚ когда судьба еврейского народа может стать хотя бы предметом обсуждения?.. Если Палестина окажется в британской сфере влияния‚ и если Великобритания согласится поддержать еврейскую колонизацию‚ то через двадцать–тридцать лет мы соберем там миллион‚ а то и больше евреев‚ и они превратят Палестину в развитую страну‚ возродят там цивилизацию‚ создадут надежную защиту для Суэцкого канала".

В декабре 1914 года Вейцман встретился с министром финансов Великобритании Д. Ллойд–Джорджем и записал впоследствии: он "буквально засыпал меня градом вопросов: о Палестине‚ о наших поселениях‚ о еврейском населении страны и перспективах его роста... Встреча с Ллойд–Джорджем прошла исключительно удачно. Он обещал серьезно подумать о нашем деле".

В январе 1915 года министр в правительстве Великобритании еврей Герберт Сэмюэль подготовил для премьер–министра Г. Эсквита меморандум под названием "Будущее Палестины". Эсквит отметил в дневнике: Герберт Сэмюэль "весьма пространно и даже с некоторой горячностью обосновывает преимущества британской аннексии Палестины – страны размером с Уэльс‚ покрытой‚ в основном‚ бесплодными горами и частично безводной. Он считает‚ что мы могли бы поселить на этой не очень–то привлекательной территории три–четыре миллиона европейских евреев‚ и это произвело бы хорошее впечатление на остальных... Признаюсь‚ меня не воодушевляет этот дополнительный груз обязательств". И еще из дневника премьер–министра Великобритании: "Довольно любопытно‚ что единственный сторонник этого предложения – Ллойд–Джордж‚ которого‚ конечно же‚ абсолютно не интересуют евреи‚ их прошлое и будущее‚ – просто он убежден‚ что было бы возмутительно‚ если Святые места окажутся во владении "атеистической" Франции".

Примерно в то же время Вейцман дважды встретился с министром А. Бальфуром‚ и тот сказал: "Я думаю сейчас‚ что когда умолкнут пушки‚ вы‚ пожалуй‚ сможете получить ваш Иерусалим". – "Я был потрясен‚ – вспоминал Вейцман‚ – услышав эти слова‚ сказанные в типично английской манере – как бы мимоходом‚ но в то же время совершенно серьезно..." На прощание Бальфур добавил: "Вы делаете большое дело. Приходите ко мне чаще". Так началась долгая изнурительная работа‚ которая продолжалась три года. Сионистские лидеры требовали прекратить эту деятельность‚ которая‚ по их мнению‚ "провоцировала преследования евреев в Палестине"‚ но Вейцман шел своим путем. В.Жаботинский писал: "После восьми‚ иногда десяти‚ иногда двенадцати часов в лаборатории он находил время по вечерам хоть на шаг продвинуть свою политическую работу‚ вербуя новые связи‚ привлекая новых‚ влиятельных помощников".

Хаим Вейцман не занимал никаких постов в Сионистской организации‚ не было у него специального помещения‚ секретарей с референтами. "Время на встречи с видными людьми‚ – вспоминал он‚ – и на разбухшую переписку мне приходилось выкраивать из тех часов‚ что оставались после исполнения моих служебных обязанностей и научных занятий... Валивших валом гостей мы принимали в нашем маленьком домике. Жена сама отвечала на телефонные звонки‚ выбивалась из сил‚ помогая мне вести переписку… но объем нашей деятельности уже превосходил ее силы".

4

Одна из научных работ Вейцмана была связана с процессом создания синтетического каучука; ему удалось разработать особый метод ферментизации‚ конечными продуктами которого стали бутиловый спирт и ацетон. Во время войны Англии потребовалось очень много ацетона для производства бездымного пороха‚ который употребляли для корабельных пушек‚ и Вейцмана пригласили к лорду Адмиралтейства Уинстону Черчиллю. "Черчилль показался мне живым‚ энергичным‚ обаятельным человеком. Первые же его слова были: "Доктор Вейцман‚ нам необходимы тридцать тысяч тонн ацетона. Можете вы их сделать?" Эта огромная цифра привела меня в такой ужас‚ что я чуть было не бросился наутек. Тем не менее я ответил: "До сих пор мой процесс давал возможность получать лишь малое количество ацетона за одну реакцию... Но если нам удастся каким–нибудь образом получить тонну ацетона‚ то потом это количество можно будет увеличить в любое число раз. Главное – это найти бактериологический механизм процесса‚ остальное – дело техники".

Вейцман немедленно получил необходимые средства‚ помощников‚ оборудование‚ и через год напряженных усилий установки по производству ацетона работали в Англии‚ Шотландии и Ирландии‚ а затем ацетон по методу Вейцмана стали производить в Канаде‚ США‚ Франции и Индии. Ллойд–Джордж сказал ему: "Вы оказали выдающуюся услугу отечеству‚ и я собираюсь рекомендовать вас Его Величеству для представления к награде". – "Мне ничего не надо для себя лично‚ – ответил на это ученый‚ – но я хотел бы попросить кое–что для моего народа".

За годы войны у Вейцмана завязались знакомства с министрами британского правительства; он был вхож почти во все кабинеты и повсюду пропагандировал идею создания еврейского государства. Вейцман прекрасно говорил по–английски; политические деятели Англии характеризовали его как "блестящего собеседника‚ владевшего замечательной способностью ясного изложения..‚ наделенного редким даром убеждать". Британские лидеры тех времен "были искренне религиозными людьми‚ – отметил Вейцман. – Идею еврейского Возвращения они воспринимали как некую данность. Она соответствовала их традициям и их вере".

У политических деятелей были‚ конечно же‚ собственные интересы‚ связанные со Святой Землей. Каждая из воюющих стран уже подготавливала требования по разделу мира по окончании войны‚ и политики поддерживали еврейские стремления в тех случаях‚ когда они совпадали с их намерениями. Страны Антанты хотели‚ чтобы Соединенные штаты Америки вступили в войну на их стороне‚ а потому пытались привлечь американских евреев своими просионистскими заявлениями. В годы войны турецкие войска дважды пытались прорваться к Суэцкому каналу‚ чтобы перерезать стратегически важную транспортную артерию‚ и англичане убедились на практике‚ что Палестину‚ находящуюся поблизости от канала‚ невозможно отдать под контроль другого государства‚ – из Палестины они могли контролировать и Египет.

Французы тоже проявляли интерес к этой земле‚ и к лету 1917 года французское министерство иностранных дел заявило: "По нашему мнению будет актом справедливости‚ чтобы союзные державы оказали поддержку возрождению еврейской нации в той стране‚ из которой еврейский народ был изгнан столько столетий тому назад". Министр иностранных дел Российской империи также поддерживал эту идею‚ и даже папа римский благосклонно отнесся к еврейскому заселению Палестины под покровительством Великобритании‚ чтобы предотвратить проникновение русского православия на Святую Землю. Были‚ конечно‚ сомнения по поводу конкретного осуществления‚ но сомнения – как вспоминал Вейцман – "самые элементарные‚ вроде: "А способны ли евреи сами возродить страну? Достаточны ли ресурсы Палестины?.. И я объяснял значение Палестины для нас повсюду‚ где меня хотели слушать. Постепенно я начал понимать‚ что приближается решительный момент".

Но в Англии оказались влиятельные противники – местные ассимилированные евреи‚ которых Вейцман называл "внутренними врагами". Они опубликовали письмо в газете‚ яростно нападая на принципы сионизма‚ опасаясь‚ очевидно‚ что их заподозрят в недостатке английского патриотизма. В газете "Таймс" им ответил на это англичанин–редактор: "Только чересчур испуганные люди могут вообразить‚ что территориальная реализация сионизма заставит мир отвернуться от евреев и заявить: "Теперь у вас есть своя собственная страна‚ ступайте туда!"

Британских политиков сбивал с толку антисионизм видных английских евреев‚ некоторых это даже раздражало‚ и Вейцману приходилось постоянно им объяснять: "Сионизм не предназначен для тех‚ кто отошел от еврейства. Он предназначен для масс‚ которые хотят жить по собственной воле‚ и эти массы имеют право требовать признания Палестины их Национальным очагом... Некоторые евреи и неевреи не понимают главного: что бы ни произошло‚ мы будем в Палестине".

5

В марте 1917 года Соединенные штаты Америки вступили в войну на стороне стран Антанты. Летом того года делегация английских сионистов встретилась с Артуром Бальфуром‚ и он попросил подготовить проект правительственной декларации в поддержку сионистской идеи. В июне 1917 проект был составлен; в нем говорилось‚ что правительство Великобритании "выражает свое согласие с принципом признания Палестины национальным очагом еврейского народа".

Кабинет министров собирался утвердить декларацию‚ но неожиданно этот вопрос сняли с повестки дня. Сделал это Эдвин Монтегю – министр–еврей в британском правительстве‚ называвший сионизм "порочным политическим учением". Удивительное дело: Великобритания была готова передать Эрец Исраэль еврейскому народу‚ и в то же время‚ как отметил Вейцман‚ "богатое‚ самодовольное и самоуверенное меньшинство того же самого народа восстало против этого естественного требования и прилагало яростные усилия‚ чтобы стремление большинства не осуществилось". /"Стремление евреев к государственности вызывает у меня ужас‚ – заявлял Монтегю. – Если я его поддержу‚ то как англичанин и патриот должен буду подать в отставку"./

Но эту идею поддерживал Бальфур‚ министр иностранных дел Великобритании: "Евреям следует отвести такое место‚ которое вернуло бы их миру. Несправедливо‚ чтобы у великого народа не было своей родины". Эту идею одобрял и Ллойд–Джордж‚ тогдашний премьер–министр‚ который сказал Вейцману в те решающие дни: "Я знаю‚ что эта декларация обрадует одну группу евреев и вызовет неудовольствие другой. Но я решил поддержать вашу группу‚ потому что она стоит за великую идею".

Четвертого октября 1917 года состоялось очередное заседание правительства; оно вновь рассматривало декларацию‚ предложенную сионистами‚ и снова Монтегю выступил против ее принятия. Вейцман вспоминал: "Он не сказал ничего нового‚ но страстность‚ с которой он отстаивал свои взгляды‚ его непримиримая враждебность к сионизму ошеломили членов кабинета". В результате этого кабинет министров изменил текст декларации. В первом ее варианте правительство Великобритании признавало Палестину "национальным очагом еврейского народа"; во втором варианте декларации появилось существенное изменение: упоминалось лишь о благожелательном отношении "к идее создания" национального очага. Текст измененной декларациии разослали четырем сионистам и четырем антисионистам‚ "чтобы получить письменное изложение взглядов представителей еврейских лидеров".

Второго ноября 1917 года‚ после заключительного обсуждения в кабинете министров‚ лорд Бальфур опубликовал письмо‚ вошедшее в историю под названием "Декларация Бальфура". Ее окончательный текст таков: "Правительство Его Величества благосклонно относится к восстановлению в Палестине национального очага еврейского народа и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно‚ что не должно быть предпринято ничего‚ что может повредить гражданским и религиозным интересам нееврейских общин в Палестине‚ а также правам и политическому статусу‚ которыми обладают евреи в какой–либо другой стране".

Пока шло заседание кабинета министров‚ Хаим Вейцман ожидал поблизости‚ в соседней комнате; наконец‚ чиновник вынес ему долгожданный документ и сказал: "Поздравляю с мальчиком!" Вейцман вспоминал впоследствии: "Что греха таить – не очень-то мне понравился сначала этот "мальчик". Не такого я ожидал. И всё же я знал‚ что это великое событие".

6

Англичане использовали декларацию Бальфура в пропагандистских целях‚ чтобы привлечь на свою сторону евреев воюющих стран. Декларацию издавали миллионными тиражами; листовки с ее текстом сбрасывали с самолетов над Австрией и Германией. Это напугало турецкие власти; они заявили‚ что намерены снять ограничения на въезд евреев в Палестину‚ пообещали в будущем еврейскую автономию‚ – но Османская империя уже проигрывала ту войну.

За восемь месяцев до принятия декларации Бальфура произошла в России февральская революция‚ отменившая ограничительные антиеврейские законы бывшей Российской империи. Весь мир находился под впечатлением той революции‚ и кое–кто стал утверждать‚ что у российских евреев теперь пропадет интерес к сионизму. Они освободились. Они больше не нуждаются в убежище вне России‚ в далекой и заброшенной Палестине. "Эти рассуждения поверхностны и ошибочны‚ – возражал Хаим Вейцман. – Страдания русского еврейства никогда не были главной движущей силой сионизма. Этой силой было и остается недолимое национальное стремление еврейства иметь собственный дом... Свободное русское еврейство мощнее‚ чем когда–либо‚ поддержит стремления сионистской организации".

Так оно и произошло на самом деле – подъем сионистского движения в России после февральской революции. Молодежь организовывалась в группы‚ чтобы в скором времени отправиться в Эрец Исраэль; от одного к другому передавали слухи о том‚ что в Иерусалиме уже сформировано еврейское правительство. После опубликования декларации Бальфура в Москве собрались на митинг более трех тысяч человек. По улицам Киева прошла гигантская манифестация с бело–голубыми знаменами. В Петрограде‚ по сообщению газеты‚ "публика переполнила театр‚ стоят в проходах‚ толпятся у стен – энтузиазм царит небывалый".

В Одессе более ста тысяч человек вышли на улицы города: играли оркестры‚ развевались флаги‚ демонстранты проходили мимо здания английского консульства и кричали "ура" в честь англичан. "Я не верил своим глазам‚ – вспоминал впоследствии вице–консул. – Я хорошо знал евреев Одессы. Это были в большинстве своем спокойные‚ интеллигентные‚ несколько скептически настроенные люди. Я никогда не подумал бы‚ что они способны на такое бурное выражение чувств‚ на такую горячую веру. Для меня декларация Бальфура ничем не отличалась от других дипломатических документов‚ которые в изобилии выпускал Лондон. Для них это были трубные звуки самого освободителя–Мессии".

Среди восторженных возгласов того времени‚ прославлявших англичан‚ прозвучали и трезвые голоса‚ которые иначе оценивали события. Давид Бен–Гурион записал в дневнике: "Свершилось великое чудо"‚ но в то же время он говорил: "Англия не вернула нам Эрец Исраэль. Англия не в силах ее возвратить... Лишь в муках труда и творчества можно завоевать землю‚ лишь неустанной работой по ее строительству и заселению".

О том же говорил и Владимир Жаботинский: "Декларацией Бальфура мы обязаны и Герцлю‚ и Ротшильду‚ и Пинскеру; в еще большей мере первым пионерам... от Метулы на севере до Рухамы на юге. Я уж не говорю о том‚ что еще важнее: о Книге‚ святой для всего мира‚ научившей весь мир связывать еврейский народ с Иерусалимом... Декларация Бальфура не приз; даже на бумаге не дают родины Ивану‚ Сидору или Петру. Обещать родину можно только в ответ на соборный голос массы – в ответ на движение".


Хаим Вейцман описал свое детство в автобиографической книге "В поисках пути": "Городок‚ где я родился‚ Мотоль /или Мотеле‚ как его любовно называли евреи/‚ стоял – да‚ возможно‚ еще и сейчас стоит – на берегу небольшой речки‚ в болотистой местности‚ занимавшей большую часть Минской и соседних белорусских губерний‚ на плоской‚ открытой равнине‚ угрюмой и однообразной... Весной и осенью всё вокруг превращалось в море грязи; зимой здесь царствовали лед и снег‚ летом неизменно висело облако пыли. И повсюду на этой равнине‚ в сотнях городков и местечек‚ жили евреи‚ жили уже давно – крохотные еврейские островки в чужом океане. Среди них было немало моей родни... Отец мой был сплавщиком. Он отправлялся в самый далекий и глухой лес‚ километров за двадцать–двадцать пять от дома. Единственной ниточкой‚ связывавшей его с домом‚ была санная дорога‚ да и ту могло в любой момент занести снегом... Работа была тяжелая и изнурительная‚ но отец‚ в общем–то‚ любил ее – возможно‚ потому‚ что она требовала немалого искусства. Он сам помечал предназначенные для вырубки деревья‚ сам наблюдал за их перевозкой к реке... Мать в те годы... постоянно была беременна или кормила очередного младенца... Она родила отцу пятнадцать детей‚ из которых трое умерли в младенчестве‚ а остальные благополучно выросли. Она не воспринимала это как тяжкое бремя: ей хотелось иметь много детей‚ и рожала она их с большой радостью с семнадцати до сорока шести лет... Отец очень беспокоился о будущем своих детей и поэтому старался дать нам наилучшее образование. Нас у него было двенадцать‚ и с его помощью /а также благодаря тому‚ что мы помогали друг другу/ девять из нас закончили университет – дело по тем временам неслыханное... Помню отца стоящим в синагоге и ведущим молитву. Голос его до сих пор звучит в моей памяти‚ когда мне грустно или одиноко. И нередко несколько знакомых тактов старой синагогальной мелодии воскрешают в моей душе далекие картины‚ казалось бы‚ навсегда забытого прошлого".

***

Письмо министра иностранных дел Великобритании следовало кому–то направить‚ и Вейцман посоветовал Бальфуру адресовать декларацию председателю британской сионистской федерации лорду Лайонелю Уолтеру Ротшильду‚ потомку Натана Майера Ротшильда‚ основателя лондонской ветви банкирского дома. С малых лет у него проявился интерес к зоологии‚ и за свою жизнь Лайонель Ротшильд собрал самую большую коллекцию‚ какой когда–либо владел один человек. В его коллекции было более двух миллионов бабочек и мотыльков. Триста тысяч экземпляров птиц. Двести тысяч птичьих яиц. В его библиотеке стояли на полках тридцать тысяч книг по зоологии‚ а в загородном имении размещался огромный зоопарк. После смерти отца Лайонель Ротшильд унаследовал его высокое положение в еврейской общине Лондона‚ был членом английского парламента от либеральной партии. С молодых лет его переполняли странные предчувствия; будущее евреев Европы рисовалось ему в мрачных тонах еще в те времена‚ когда никто не слышал о Гитлере. Ротшильд считал‚ что следствием войны станет финансовый хаос и революция‚ от которых пострадают евреи; теперешние его биографы заявляют: "В своих страшных видениях он на двадцать пять лет опередил события". Лайонель Ротшильд поддерживал деятельность Хаима Вейцмана и считал‚ что очень "важно пробить в английском правительстве сионистскую идею… величайшую национальную задачу нашего народа".

В декабре 1917 года в здании лондонской оперы собрались евреи Англии. Зал был переполнен. Многие стояли в коридорах и на улице. Лорд Лайонель Уолтер Ротшильд зачитал официальное письмо правительства Великобритании и произнес речь‚ в которой определил декларацию Бальфура‚ как самое знаменательное политическое событие в истории евреев за последние две тысячи лет. После него выступал представитель британского правительства‚ который заявил: "Наше желание‚ чтобы арабские страны были для арабов‚ Армения для армян‚ а Иудея – для евреев!" Кто–то воскликнул: "В будущем году в Иерусалиме!" Все вскочили с мест‚ кричали‚ обнимались‚ – трудно сказать‚ что могло произойти в переполненном зале‚ и тогда поднялся во весь рост Лайонель Ротшильд – а был он громадного роста и громадного веса – и крикнул на весь зал: "Тихо!" Всё затихло. Ротшильд сел на стул‚ стул развалился под его тяжестью‚ но никто не засмеялся. В зале была полнейшая тишина. Принесли другой стул‚ и заседание продолжилось.

***

Упоминание о событиях тех времен мы находим‚ как ни странно‚ в короткой сатирической пьесе Бернарда Шоу‚ которая называется "Артур и ацетон". Артур – это министр иностранных дел Великобритании лорд Артур Бальфур‚ а ацетон – тот самый ацетон‚ который получали по методу Хаима Вейцмана. В пьесе Бернарда Шоу это звучит так:

АРТУР: Доктор Вейцман‚ мы готовы заплатить за ваш микроб ту цену‚ которую вы сами назовете. Мы не пожалеем и сотен тысяч.

ВЕЙЦМАН: Я не хочу денег.

АРТУР: Быть может‚ дворянский титул? Барон? Граф? Да вы не стесняйтесь!

ВЕЙЦМАН: Мне не нужен титул. Наличие титула только непомерно увеличит мои расходы.

АРТУР: Тогда извините за прямолинейный вопрос. Если вы не хотите того‚ чего хотят все‚ какого же черта вы вообще хотите?

ВЕЙЦМАН: Я хочу Иерусалим.

АРТУР: В таком случае – он ваш... А теперь давайте–ка сюда ваш микроб.

***

На исходе жизни Хаим Вейцман написал книгу воспоминаний о тех событиях‚ не выпячивая своей роли в сионистском движении‚ и лишь один раз позволил себе сказать о многочисленных противниках: "Да если бы хоть один из них проделал такую работу‚ какую проделал я‚ уж он бы вострубил о себе в фанфары! Я‚ Хаим Вейцман‚ еврей из Мотоля и всего лишь неполный профессор в провинциальном университете‚ начав с нуля‚ сумел привлечь к нашему делу цвет мирового еврейства". А Ллойд–Джордж сказал о Вейцмане так: "Когда о нас с вами все давно забудут‚ в Палестине будет стоять памятник этому человеку".


назад ~ ОГЛАВЛЕНИЕ ~ далее